Психологический клуб "ЛИДЕР" Четверг, 12.05.2011, 15:05
Главная | Регистрация | Вход RSS
Меню сайта
Главная » 2010 » Июль » 31 » Гиперактивный ребенок?
19:51
Гиперактивный ребенок?
Гиперактивный ребенок?
 
Дорогие родители!
 
   Сегодня достаточно литературы, в которой описывается синдром дефицита внимания. Однако бывает сложно сориентироваться в большом потоке литературы, тем более изучать профессиональные источники. Часто студентки – мамы спрашивают меня: «Скажите, в какой книжке можно прочитать о том, что вы рассказали на лекции». На этот вопрос ответа практически нет, так как преподаватель с большим стажем работы изучает по своей тематике множество книг и монографий и подготовка к лекции - это большая аналитико - синтетическая работа. Поэтому я и подумала, что неплохо было бы в доступной, популярной для родителей форме сделать обзор некоторых проблем, связанных с психологией ребенка, в том числе и такой распространенной проблемы, как дефицит внимания.
   В России синдром дефицита внимания стал диагностироваться в начале 90-х годов, вслед за появившимися работами американских и европейских исследователей. К сожалению, в настоящее время все больше и больше родителей сталкивается с проблемой нарушенного внимания у детей: неусидчивостью, отвлекаемостью, наличием короткого промежутка внимания, рассеянностью. Ребенок неспособен завершить поставленную задачу, быстро теряет интерес к делу которым только что с увлечением начал заниматься, например, лепка, рисование – не доделал, убежал. Ребенок дезорганизован, не способен выполнить инструкции и задания, иногда кажется, что не слышит родителей.
   Следует отметить, что психологическая диагностика синдрома дефицита внимания в России разработана недостаточно. Данный диагноз могут поставить практически любому ребенку при любом виде детской психопатологии, т.к. если нарушается ход нормального психического развития ребенка, то это сопровождается нарушением внимания.
  
   В 1984 году Schawits S.E. с со авторами разделил синдром на 3 типа:
  • синдром дефицита с гиперактивностью - СДВГ;
  • синдром дефицита внимания без гиперактивности;
  • синдром резидуального типа (используется для описания подростков, у которых в раннем возрасте отмечался СДВГ).
   В настоящее время применяется термин синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Я не буду углубляться в причины возникновения СДВГ, обозначу лишь, что анализ литературы позволяет выделить 3 основные причины:
  • причины биологического характера (ссылка);
  • влияние окружающей среды (ссылка);
  • психосоциальные воздействия (ссылка).
   Как определить есть ли у ребенка синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) или у вас просто активный и любознательный ребенок? Иногда мамы говорят: «Везде лезет, рискованный, не слушается, хватает все подряд, неусидчив, может не дослушать сказку». Является ли это СДВГ или нет?
 
   Нарушение дефицита внимания присутствует, если у ребенка наблюдается 4 признака из 7 (В.Р. Кучма, И.П. Брязгунов):
  1. Нуждается в спокойной тихой обстановке, не способен к работе и к возможности сконцентрировать внимание;
  2. Часто переспрашивает (дополнительно нужно проверить слух);
  3. Легко отвлекаем внешними раздражителями;
  4. Путает детали;
  5. Не заканчивает то, что начинает;
  6. Слушает, но кажется, что не слышит;
  7. Трудности в концентрации внимания, если не создана ситуация «один на один».
   Гиперактивность диагностируется, когда присутствуют 3 признака из 5:
  1. Карабкается на шкафы и мебель;
  2. Всегда готов двигаться, чаще бегает, чем ходит;
  3. Суетлив, извивается и корчится. Даже когда вынужден сидеть, все тело как «на шарнирах», руки двигаются, постукивает, ногами перебирает, ерзает;
  4. Если что-нибудь делает, то с шумом;
  5. Всегда должен что-то делать, даже если эта деятельность бесцельна.
Например, отобрал игрушку и тут же бросил, открывает все ящики, шкафчики, но ничего оттуда не берет.
 
   Импульсивность диагностируется, когда присутствуют 3 признака из 5:
  1. Выкрикивает в классе, шумит во время урока;
  2. Слишком возбудим;
  3. Трудно переносит время, когда ждет своей очереди;
  4. Чрезмерно разговорчив;
  5. Задирает других детей.
  Вышеперечисленные проявления нарушенного поведения должны проявляться не в единичных случаях, а на протяжении как минимум полугода. Кроме перечисленного, для определения дефицита внимания с гиперактивностью нужно использовать критерии Американской психиатрической Ассоциации, которые я приведу в модификации В.Р. Кучмы, И.П. Брязгунова.
   По крайней мере, 8 из 14 признаков должны проявляться в возрасте до 7 лет и продолжительностью не менее 6 месяцев:
  1. Суетливые движения руками и ногами или, сидя на стуле ерзает, извивается;
  2. С трудом остается на стуле для выполнения каких-либо заданий;
  3. Легко отвлекается на посторонние стимулы;
  4. С трудом ожидает очереди для вступления в игру;
  5. С трудом выполняет инструкции других;
  6. С трудом удерживает внимание на выполнении заданий или в игровых ситуациях;
  7. Отвечает на вопросы не дослушав, не подумав;
  8. Часто переключается с одного незаконченного дела у другому;
  9. Часто чрезмерно разговорчив;
  10. В разговоре часто прерывает, навязывает свое мнение, в детских играх часто является мишенью;
  11. Часто не слышит что сказано;
  12. Часто теряет вещи, предметы (рассеянность), необходимые для работы или учебы;
  13. Игнорирует физическую опасность и возможные последствия (бежит по улице без оглядки и т.д.)
  Очень важным моментом диагностики является то, что очень активный ребенок без СДВГ в незнакомой ситуации соблюдает правила приличия, ведет себя вначале спокойно, изучает обстановку и потом со временем продолжает изучение в деятельности, но всегда при замечании родителей снижает свою активность вплоть до спокойного сидения на стуле. Это замечание не относится к детям младше 3 лет. Гиперактивный ребенок даже в незнакомой обстановке с ходу начинает проявлять свою активность не обращая внимания ни на родителей, ни на других людей.
 
Пример. Ко мне в студию детского развития (ссылка) приводили девочку с СДВГ, которая с трудом выдерживала, когда ее разденут, постоянно норовила вырваться из рук мамы и забежать в игровой зал в наполовину снятых штанишках. Когда она забегала, то с разбегу ныряла в сухой бассейн, тут же вставала, выпрыгивала, падала туда вновь, затем вскакивала, начинала бесцельно бегать по комнате отбирать у детей игрушки, и тут же их бросать на пол, толкаться, в следующую секунду карабкалась на пианино. Мама была не в силах это остановить, впрочем, папа тоже. Папа просто повышал голос и наказывал ребенка. Девочка плакала 5-10 секунд, а потом бежала, чтобы вновь что-то схватить или куда-то залезть. Со слов родителей дома она могла минут 15 посмотреть мультфильмы и все остальное время носилась по дому, таскала из комнаты в комнату свой стол с грохотом. Мы нашли единственное занятие, которое на 20 минут максимум успокаивало девочку – это рисование красками под релаксационную музыку. Причем рисовала она тоже своеобразно, раскрашивала полностью лист то в красный цвет, то смешивала его с синим и черным и бросала листы на пол. Таким образом за 20 минут, пол был усыпан красно-черно-синими листами бумаги. Задания не выполняла. Моя коллега, работавшая в детском саду рассказывала, что мальчика с СДВГ она могла успокоить, только вручив ему ножницы и газеты с журналами, которые она каждый день приносила из дома, причем собирала их у знакомых и соседей. Он иступлено резал это на мелкие кусочки, и в это время она могла проводить занятия с другими детьми.
 
Просмотров: 270 | Добавил: Ramil | Теги: Гиперактивный ребенок, синдром дефицита внимания | Рейтинг: 5.0/1
Поиск работы
Поиск по сайту
цель любовь богатство мое тело работа над собой синдром дефицита внимания бизнес бедность тренинг личностный рост Гиперактивный ребенок поведение ребенка мое сознание Наказание ребенка исцеление
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright Абзалимова Р.Г. © 2011
Хостинг от uCoz
аренда микроавтобуса автобуса казань, аренда без посредников симферополь - самая подробная информация татуаж глаз прокат автомобилей быстрый займ на карту светодиодные светильники